Природопользователям

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются такие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду как:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий).

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

До 01.01.2016 нормирование осуществлялось территориальными органами Росприроднадзора.

С 01.01.2016 органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляются следующие полномочия по нормированию применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору:

— утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства);

— прием отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства.

Требования по нормированию установлены следующими нормативными и правовыми актами:

Федеральные законы:

— от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления»;

— от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды»;

Приказы ДПР и ООС НСО:

— от 07.12.2015 № 1391 (ред. от 30.06.2017) «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору»;

— от 07.12.2015 № 1392 (ред. от 09.12.2016) «О Порядке представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору»;

— от 04.04.2017 № 414 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору».

Стоит обратить внимание на установленные сроки предоставления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов для СМСП:

— в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года следующего за отчетным;

— в ДПР и ООС НСО до 01 марта года следующего за отчетным.

 

Нормирование допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом Росприроднадзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Требования по нормированию выбросов и выдаче разрешений установлены следующими нормативными и правовыми актами:

Федеральные законы:

— от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха»;

— от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды»;

Постановления Правительства РФ:

— от 02.03.2000 № 182 (ред. от 14.07.2017) «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ»;

— от 02.03.2000 № 183 (ред. от 14.07.2017) «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;

Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р <Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды>;

Приказ Минприроды России 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».

 

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2017 № 841 внесены изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 182 и от 2 марта 2000 г. № 183.

Так согласно внесенным изменениям нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р (для атмосферного воздуха 254 загрязняющих вещества).

При разработке нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух применяются методы определения предельно допустимых выбросов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Разработка нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух осуществляется в соответствии с методами определения нормативов, установленными Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Также внесены коррективы, согласно которым предельно допустимые выбросы устанавливаются не только в отношении юридического лица, но и в отношении индивидуального предпринимателя (ИП).

Изменения коснулись и порядка установления временно согласованных выбросов. Так, установлено, что юр. лицом (или ИП) разрабатывается и утверждается план уменьшения выбросов в атмосферный воздух в отношении источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов. Также должны быть подготовлены предложения по возможным срокам поэтапного достижения предельно допустимых выбросов. При этом предложения по срокам достижения нормативов для иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не могут превышать 7 лет.

Дополнительно установлены нормы, согласно которым для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов юр. лица (ИП), имеющие стационарные источники, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов с приложением следующих документов:

— данные инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации — в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;

— проект предельно допустимых выбросов.

С 01 января 2018 года вступает в силу приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».

Приказом утверждаются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и признается не подлежащей применению на территории Российской Федерации Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утвержденная Госкомгидрометом СССР 4 августа 1986 г. № 192.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный учет осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора органами исполнительной власти.

При постановке на государственный учет необходимо руководствоваться требованиями нормативных правовых актов:

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Постановления Правительства Российской Федерации:

— от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»;

— от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;

— от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (ред. от 27.09.2016) «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду…».

В соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учёт объектов НВОС, должен осуществляться в форме ведения государственного реестра, который представляет собой государственную информационную систему (далее – ГИС).

С 01.12.2016 ГИС введена в эксплуатацию, информация о её работе размещена на сайте Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru/node/27639).

Приказом Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 утверждены Методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора по адресу: http://rpn.gov.ru/otchetnost, либо с помощью размещенного в сети «Интернет» Личного кабинет природопользователя по адресу: http://lk.fsrpn.ru.

Подробные инструкции по использованию электронных сервисов Росприроднадзора для подачи заявок размещены на сайте Росприроднадора http://54.rpn.gov.ru/to-step-nvos.

 

Алгоритм действий  хозяйствующего субъекта по соблюдению основных требований природоохранного законодательства Российской Федерации

Уважаемые природопользователи!

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, вот некоторые из них:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

На основании ст.75 вышеуказанного закона, за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Необходимо акцентировать внимание на такое понятие в КоАП РФ, как срок давности привлечения к административной ответственности, по статьям в разделе 8 КоАП РФ – составляет 1 год, но привлечение к ответственности – это не самоцель надзорного органа, а его обязанность по закону.

  1. У хозяйствующих субъектов возникают вопросы: каким образом соблюсти требования закона? Что необходимо сделать в первую очередь? Каким образом избежать санкций со стороны надзорных органов?
    Ответ очевиден – осуществлять деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды. Как — последовательно, рекомендуется следующий алгоритм:
  2. На предприятии, которое имеет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в обязательном порядке должны быть должностные лица, ответственные за соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, имеющие соответствующие знания, опыт и подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (обычно это главный инженер, инженер-эколог);
  3. Обратиться к первоисточнику – закону, нормативно-правовому акту (правовые системы и сеть «Интернет» позволяют это сделать). Основные законодательные акты инженера-эколога: ФЗ «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха», Водный кодекс, Закон «О недрах», десятки НПА, административные регламенты и др., конечно, ответственному должностному лицу нужно ознакомиться и с Федеральным законом №294-ФЗ, КоАП РФ, чтобы иметь информацию о порядке проведения надзорных мероприятий и производства дел об административных правонарушениях. В настоящее время на сайтах надзорных органов размещаются перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом соответствующего вида регионального экологического надзора. Цель — оценить, какие обязательные требования будут распространяться на конкретное юридическое лицо и как избежать возможных санкций со стороны надзорных органов за их несоблюдение. Также необходимо отметить, что в законодательные и иные нормативно-правовые акты постоянно вносятся изменения, в связи с чем, актуальным является вопрос их отслеживания. Никто не отменял и обращения в надзорные органы, консультации по вопросам проведения проверок, обязательных требований;
  4. Основной и главной целью является эффективная организация работ по природоохранной деятельности на предприятии (проведение при необходимости инвентаризации источников выбросов, сбросов, образования отходов, разработка распорядительной документации (приказы, распоряжения, инструкции) и проектной документации (нормирование в области охраны окружающей среды), получение различного рода разрешений (на выброс, сброс, лимиты на размещение отходов), ведение учета негативного воздействия на окружающую среду, предоставления различного рода отчетности, реализация планов по охране окружающей среды, заполнение деклараций и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду и т.д.). Ведь в большинстве случаев из-за отсутствия простейшей дисциплины на предприятии (отсутствие необходимого документа, нарушение срока предоставления отчетности или внесения платы за НВОС) государственный инспектор вынужден применять меры административного воздействия). В настоящее время в надзорных органах федерального уровня внедряются так называемые проверочные листы, я думаю, каждый природопользователь должен проверить себя на наличие у него фактов несоблюдения обязательных требований при помощи такого документа;
  5. Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду — это одно из последних требований природоохранного законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность, ст.8.46 КоАП РФ (в соответствии с видами деятельности и критериями, установленными Правительством Российской Федерации, определяется категорийность объектов (всего их в законе №7-ФЗ четыре по степени воздействия на окружающую среду), на основании которой применяются и определенные требования законодательства, например, получение комплексного экологического разрешения, оснащение объектов автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, разработка и утверждение программы производственного экологического контроля, от этого зависит и периодичность плановых проверок, степень риска и т.д.). Более подробно об этом расскажут мои коллеги позднее;
  6. Основным первоначальным этапом является необходимость проведения инвентаризации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и их характеристик, разработка проектов нормативов допустимого воздействия – необходимо отметить, что законодатель в данном случае установил заявительный принцип, но достоверность информации проверяется в ходе надзорных мероприятий, поэтому, дабы избежать двойной работы и применения соответствующих мер данная работа должна проводится максимально качественно. На основании проводимого анализа отмечается, что, несмотря на имеющуюся правовую базу, наиболее распространенные нарушения и вопросы связаны с деятельностью по обращению с отходами производства и потребления (паспортизация, нормирование, лицензирование, учет и отчетность). Здесь в помощь могут стать различные комментарии, разъяснительные письма уполномоченных органов власти, практика правоприменения;
  7. Одно из уже давно сформировавшихся требований – это разработка и утверждение проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (имеется источник выброса – необходим проект), нормативы сброса веществ и микроорганизмов в водный объект (сбрасываются сточные воды – необходимо утвердить нормативы сбросов и получить решение на водопользование) и получение разрешительных документов в области охраны окружающей среды. На данном вопросе считаю необходимым остановится поподробнее. В зависимости от вида негативного воздействия на окружающую среду (их по закону №7-ФЗ – три: выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы в водные объекты, размещение отходов) ЮЛ, ИП нужно иметь определенный комплект разрешительных документов. Проекты разрабатываются по методикам, образцам аналогичных документов, многие из них — без привлечения сторонних организаций. Главное – изучить нормативно-правовую базу, провести качественную инвентаризацию источников негативного воздействия, основываться на реальных и полных исходных данных, попытаться спрогнозировать ситуацию на будущее, учитывая, что срок действия нормативов допустимого воздействия на окружающую среду варьируется от 5 до 7 лет;
  8. Осуществление производственного экологического контроля. Данные мероприятия имеют важнейшее значение для оценки принимаемых хозяйствующим субъектом мер, это своеобразный экологический аудит, мониторинг показателей негативного воздействия на окружающую среду, объективный учет и результаты которого позволяют сделать вывод о соблюдении нормативов, эффективности природоохранной деятельности на предприятии.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что требований много, но не все применимы к каждому проверяемому субъекту, если кратко – это наличие документации, учет и контроль. Соблюдение требований законодательства позволит снизить претензии со стороны надзорных органов, получение административных штрафов (до 1 миллиона рублей на юридическое лицо), возмещения ущербов компонентам окружающей среды, повысить имидж природопользователя с точки зрения вопросов экологической безопасности.

Print Friendly, PDF & Email
RSS  © 2018 Искитимский район. Все права защищены.